Новейшие противолодочные гидропланы А-40 «Альбатрос» заменят самолёты-амфибии Бе-12

СЕВАСТОПОЛЬ, 3 мар – РИА Новости. Новейшие противолодочные гидропланы А-40 «Альбатрос» заменят самолеты-амфибии Бе-12 в рамках полного обновления парка морской авиации Черноморского флота (МА ЧФ) России к 2020 году, заявил журналистам в четверг начальник МА ЧФ полковник Геннадий Загонов.
А-40
«Самолеты-амфибии Бе-12 будут заменены на современные противолодочные самолеты А-40 к 2020 году», – сказал он.

Многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос» (Бе-42, изделие «В», по кодификации НАТО: Mermaid) – советский многоцелевой самолет-амфибия, планировался для замены Бе-12. Проект был остановлен после распада Советского Союза, впоследствии неоднократно заявлялось о возобновлении производства.
Бе-12
А-40 разработан прежде всего как противолодочный самолет, способный за непродолжительное время обследовать обширные водные пространства, обнаружить подводную лодку с помощью бортовых средств обнаружения и поразить ее имеющимся у него оружием. Разработка амфибии началась в АНТК им. Г.М. Бериева в 1983 г. А-40 «Альбатрос» стал самым крупным из существующих в настоящее время самолетов-амфибий.
Первая из двух опытных амфибий совершила первый полет в декабре 1986 г. (командир экипажа Е.А.Лахмостов). В ноябре 1987 г. состоялся первый взлет А-40 с воды. А-40 был впервые публично показан на Парижском авиасалоне в июле 1991 г. К этому времени самолет уже установил 14 мировых рекордов.

А-40 может использоваться в противолодочном, поисково-спасательном, грузопассажирском и противопожарном вариантах. А-40 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Крыло большого удлинения с мощной механизацией, состоящей из выдвижных двухщелевых закрылков, занимающих небольшую часть размаха. По всему размаху передней кромки расположены отклоняемые носки. Под концевыми частями крыла на коротких пилонах установлены неубираемые поплавки, служащие для повышения устойчивости самолета на виде. Самолет снабжен задним водяным рулем. Впервые в мировой практике разработано днище переменной килеватости, что позволило значительно улучшить устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшить перегрузки при взлете и посадке.

В планере самолета широко использовались клеенные конструкции и неметаллические материалы. В задней части корпуса расположен оружейный отсек длиной 6.1 м. В нем могут располагаться 3 противолодочные торпеды «ОРЛАН», либо 4 ПКР «КОРШУН», либо 4 ПКР «ЯСТРЕБ», либо 6 ПКР «ОРЕЛ». Самолет оснащен 2 ТРДД Пермского НПО «Авиадвигатель», установленных над обтекателями шасси за крылом. Такое расположение двигателей предотвращает попадание воды в воздухозаборники при взлете и посадке. Дополнительная защита от попадания воды обеспечивается установкой брызгоотражателей.

В 1986 году совершил свой первый полет, самый большой в мире, реактивный самолет-амфибия А-40, аэро- и гидродинамическое совершенство которого подтверждено 148 мировыми рекордами. В начале 1992 г. вооруженные силы России заказали первые 20 противолодочных самолетов А-40. В 1993 г. велись переговоры о поставке 25 самолетов королевским ВМС Великобритании! Но позднее ВМФ России сделали выбор в пользу противолодочного варианта Ту-204. На базе самолета А-40 возможно создание различных модификаций для широкого применения в островных и прибрежных зонах, не имеющих достаточного количества аэродромов, и в акваториях Мирового океана.
Самолет может применяться для выполнения следующих задач: • поиск и спасение; • грузо- и пассажироперевозки; • патрулирование; • военные задачи.

На базе самолета А-40 создается самолет-амфибия А-42ПЭ для проведения патрульных и поисково-спасательных работ. Самолет А-42ПЭ планируется оснастить новыми турбо-винтовентиляторными двигателями Д-27 разработки ЗМКБ «Прогресс». «Альбатрос» (»В2″) был непременным участником и одной из «звезд» всех Международных выставок по гидроавиации проводившихся в 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. на территории Геленджикской испытательно-экспериментальной базы ТАНТК им. Г.М. Бериева и аэропорта Геленджик.

Участвуя в выставке «Геленджик-98″ А-40 (с бортовым «20″) ещё раз продемонстрировал свои уникальные возможности установив 3 июля, в двух полетах, 12 новых мировых рекордов для гидросамолетов и самолетов-амфибий по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 м с коммерческой нагрузкой 15000 кг, доведя число своих рекордов до 140. В первом полете командиром был заслуженный летчик-испытатель России Г.Г. Калюжный, во втором летчик-испытатель полковник Г.А. Паршин. FAI представляла спортивный комиссар национального аэроклуба России им. В.П. Чкалова Т.А. Полозова.

Во время проведения очередного третьего международного «Гидроавиасалона-2000″ А-40, все та же «20-ка», увеличила число рекордов установленных «Альбатросом» еще на 8, доведя их количество до 148. В рекордных полетах, выполнявшихся 8 и 9 сентября 2000 г., были установлены рекорды скорости по 100- и 500-километровому замкнутому маршруту. Командирами экипажей были летчики-испытатели Г.А. Паршин и Н.Н. Охотников. 20-21 сентября 2000 г. А-40 (машина «В2″) участвовала в торжествах по случаю 80-летия ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. На нем в Ахтубинск прилетала делегация ТАНТК, командиром экипажа был Г.Г. Калюжный.
Источник: ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko