В Казани возобновляют производство стратегического ракетоносца Ту-160.

10 марта 2016 г., в Казани правительство РТ и ОАК подписали соглашение о возобновлении выпуска в Казани стратегического ракетоносца Ту-160.

Подписание соглашения между ОАК и правительством Татарстана. Фото: Правительство Татарстана

Такого в истории самолетостроения еще не было. 24 года назад производство Ту-160 на казанском авиационном заводе волевым решением Бориса Ельцина было практически прекращено. Впоследствии удалось достроить лишь несколько машин.

«Проект восстановления Ту-160 на Казанском авиационном заводе – это колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома», — заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

Известно, что в возрождении Ту-160 будут задействованы предприятия российского авиапрома, двигателестроения, приборостроения.

По словам президента РТ Рустама Минниханова, этот проект – новое дыхание для Казанского авиационного завода, а для республики — новые высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места (около 1000-1500 дополнительных рабочих мест).
В проекте будут задействованы не только авиационные, но и другие предприятия — КАМАЗ, Казанский вертолетный завод, заводы радиоэлектроники.

Ту-160-Андрей ТУПОЛЕВ

Что же представляет собой стратегический ракетоносец Ту-160? Рассказывает историк авиации Равиль Вениаминов.
История «Белого лебедя»

Ту-160, или «Изделие «70» является одной из самых известных машин Казанского авиапредприятия (КАПО). С этими самолетами прочно связано имя Виталия Копылова, директора завода с 1973 по 1994 годы. Именно при нем удалось освоить выпуск уникальных ракетоносцев и при нем же пришлось этот выпуск прекратить.

Главным конструктором стал Валентин Близнюк, до этого работавший над Ту-144 и беспилотными летательными аппаратами. Министры авиационной промышленности Пётр Дементьев (уроженец Татарстана) и сменивший его Иван Силаев (выпускник КАИ) лично координировали работы по Ту-160. До 1972 года шел выбор компоновочной схемы, а затем началось проектирование самой машины.

Будущий самолет весьма напоминал американский «стратег» В-1, разработка которого уже шла полным ходом. Не успел еще заокеанский прототип взлететь в декабре 1974-го, как в СССР летом того же года вышло постановление Правительства о создании стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика. Закладывались характеристики по высокой скорости и дальности полета.

Всем миром.

Через три года были готовы эскизный проект и макет чудо-самолета, максимальный взлетный вес которого определялся в 260 тонн. То есть Ту-160 становился самым тяжелым боевым самолетом в истории авиации. К тому же самым вооруженным: на его борту могло размещаться до 40 тонн боеприпасов или 24 крылатые ракеты. Три прототипа строились с 1977 года в Москве, из них два летных и один — для статических испытаний. Одновременно в Казани началась подготовка к производству этой машины.

18 декабря 1981 г. Состоялся первый полёт стратегического бомбардировщика Ту-160 (некотором данным в ноябре), почти 35 лет назад, Ту-160 совершил первый полет. Первый полёт опытного образца (под обозначением «70-01») состоялся на аэродроме «Раменское». Полёт выполнял экипаж во главе с лётчиком-испытателем Борисом Ивановичем Веремеем. Один из самолётов Ту-160 носит его имя.
Первый Ту-160

1361728841_800px-Tupolev_Tu-160_in_1993

Первый Ту-160 на аэродроме »Раменское»

Вторая предсерийная машина взлетит лишь через три года, опередив на четыре дня первую серийную в Казани. Исторический подъем казанской «семидесятки» состоялся 10 октября 1984 года.

Через полгода взлетела вторая машин, затем в декабре – третья. Четвертую пришлось ждать еще девять месяцев (15 августа 1986 года).
Пресса писала, что в сентябре 1999 года очередной Ту-160 № 802 совершил на КАПО свой первый полет, и есть надежда на то, что завод сможет достроить все свои заделы по «семидесятому» изделию. Военные получили заказ на достройку двух Ту-160 из шести недостроенных. 5 мая 2000 года машина, названная «Александр Молодчий» (бортовой номер «07») прибыла на авиабазу в Энгельс. По сообщениям прессы, на заводе тогда осталась недостроенной еще одна собранная «семидесятка», и две находились в агрегатном состоянии.

«Стратеги» снова в строю

Что касается украинских самолетов, то многолетние переговоры, часто заходившие в тупик, все же достигли каких-то результатов. Часть машин, в количестве 8 штук и 700 крылатых ракет, были переданы российской стороне в период с ноября 1999-го по февраль 2000-го в счет долга Украины в 375 млн. долларов, и летом российская группировка Ту-160 официально насчитывала 15 «стратегов».

5 июля 2006 года модернизированный Ту-160, («Валентин Близнюк») был передан военным в эксплуатацию, сам конструктор участвовал в церемонии. На заводском аэродроме в тот день стоял также Ту-160 «Василий Сенько». До конца года планировалось сдать новый, достроенный Ту-160. Но только 29 апреля 2008 г. символические ключи от самолета «Василий Копылов» были торжественно переданы экипажу 121-го авиаполка.