Реактивные вертолеты Евгения Глухарева

Евгений Михайлович Глухарёв (Eugene Michael Gluhareff) родился в Петрограде (Санкт-Петербург) 5 апреля 1916 в семье авиаинженера Михаила Глухарёва (1892 -1967). После революции и гражданской войны в начале 20-х Глухарёвы через Финляндию перебрались в Америку, где Евгений поступил и закончил в 1940 году Политехнический институт Ренсслера (г. Трой, Нью-Йорк), став авиационным инженером.
Сразу же после выпуска он стал работать в компании Sikorsky Aircraft Corporation в Бриджпорте, Коннектикут, работая под началом Игоря Сикорского, который очень много привлекал специалистов выходцев из России. В 1947 его назначили ответственным за разработку нового пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД ) для модели вертолета. Всё прошло удачно, испытания прошли успешно, хотя модель в серию не пошла. А изобретенный двигатель получил название «Двигатель Глухарева». Ещё он разрабатывал двигатели для самолёта с возможностью вертикального взлёта.

В 1950 Евгений Глухарёв вместе с женой Аллой переехал в Калифорнию в корпорацию American Helicopter в качестве начальника группы предварительного дизайна, работая над экспериментальной моделью XH-26 Jet Jeep. Также Глухарев проектировал и испытывал машину XA-5 (Top Sergeant), для ВВС США.

В 1952 Евгений Михайлович переходит в Rotorcraft Corporation в Глендэйле, Калифорния, где занимается доработкой одноместного вертолета для ВМС США. В ходе работы Глухарев впервые в мире начал использовать пропан как топливо для реактивных двигателей.


Основав в 1951 свою собственную фирму E. Gluhareff Helicopters Corporation, он собрал 3 модели сверх-легких одноместных вертолетов MEG-1X, MEG-2X и MEG-3X с собственным двигателем G8-2-13 (tipjet). Испытывал аппараты Глухарев тоже сам.

Глухарев

В 1960 ВМС США заключили с ним контракт на разработку беспилотников. В 1964 Глухарев присоединился к Douglas Aircraft Company как инженер-исследователь в отдел ракетного и космического дизайна, и работал над ракетными двигателями в программе пилотируемых космических полётов Apollo. За время работы в Douglas Aircraft Глухарев принял участие в 4 запусках ракеты-носителя Сатурн.

В середине 60-х изобретенный им двигатель (Gluhareff Pressure Jet Engine) стал экспонатом Музея Науки в Лос Анджелесе. В 1972 Глухарев вернулся к работе в своей фирме, усовершенствуя изобретенный мотор путем увеличения тяги с 5 до 700 фунтов.

В начале 90-ых, уже будучи в летах, Евгений Михайлович создал и испытал одноместный вертолет EMG-300, что стало воплощением его профессиональной мечты о «летающем мотоцикле».

В его послужном списке целый ряд патентов, а также членство в Американском Ракетном Обществе и Американском Вертолетном Обществе. Инженер и изобретатель Евгений Михайлович Глухарев скончался 15 июля 1994 в Калифорнии.

Gluhareff MEG-1X  Реактивный ранцевый вертолет.
Первый полет на привязи состоялся в феврале 1956 года.

Gluhareff MEG-1X

Gluhareff MEG-1X

Технические данные MEG-1x

Cиловая установка: двигатель, работающий на пропане, тягой 9кг,
взлетный вес: 104кг,
максимальная скорость: 88.5км/ч,
статический потолок: 1500м,
продолжительность полета: 14-18мин

Gluhareff MEG-1X

Gluhareff MEG-2X

Gluhareff MEG-2X 1960

Евгений Глухарев создал свою авиастроительную компанию в 1952 году, где проводил исследования в области использования реактивных двигателей для привода винта легких вертолетов.
Он построил ранцевый вертолет MEG-1X с несущим винтом, в который использовал однолопостной винт с двигателем G8-2
Затем создал вертолет MEG-2X, который имел уже двухлопастной несущий винт.  Следующим его проектом стал вертолет MEG-3X, который представлял из себя чашеобразную платформу с вертикальным расположением пилота на платформе и двухлопастной винт вращающийся под платформой.
Ни один из проектов до коммерческого использования не был доведен.

Gluhareff MEG-3X

Реактивные двигатели G-8-2 конструкции Глухарева тягой по 11кг расположены на концах лопастей. Вес без пилота 48кг, продолжительность полета 45мин.
Gluhareff MEG-3X
Gluhareff MEG-3X
Gluhareff MEG-3X