Русский Витязь. Первый в мире четырёхмоторный самолёт.

Российский Государь Император Николай II осматривает самолет

10 мая 1913 г. на Комендантском аэродроме поднялся в воздух первый в мире четырёхмоторный самолёт.

«Русский Витязь» осматривает Николай Второй, демонстрирует самолет Н.И.Сикорский

«Русский витязь» (С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, он дал начало не только тяжёлой авиации, но и гражданкой пассажирской авиации, так как был еще и первым в мире специализированным пассажирским самолетом. Создан И.И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов.

Самолёт создавался зимой 1912—1913 годов. Первоначально назывался «Гранд» и имел 2 мотора, в мае 1913 года был переименован в «Большой Русско-Балтийский», а в конце июня — в «Русский Витязь».

Самолёт был построен на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге в начале 1913 года. Скорее всего именно поэтому кабина самолёта походила на железнодорожный вагон.

Фюзеляж самолёта «Русский витязь» напоминал вагон

Сикорский сконструировал самолёт в 1911 году, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Авиационные эксперты предрекали этому проекту полный провал. Тем не менее первый полёт с двумя двигателями 10 мая 1913 года прошёл успешно. Несмотря на успех люди за пределами России приняли новость о полёте за мистификацию. Первый полёт самолёта с четырьмя двигателями, поставленными в ряд был произведен 23 июля 1913 г. Самолёт отлично слушался рулей при выключении двух двигателей одной стороны. Жизненность такой схемы — основной для всех многомоторных самолетов — была доказана… А 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин.

Русский Витязь был четырёхмоторным многосекционным бипланом с крыльями разной длины. Фюзеляж представлял из себя прямоугольную раму покрытую фанерой. Самолёт имел две пассажирских кабины с камерой хранения для запасных частей. Спереди кабины находилась открытая площадка с прожектором и пулемётом. Сначала самолёт приводился в движение четырьмя двигателями установленными в тандеме — один толкательный, другой тянущий.

Это был прототип всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы.

Первоначально самолёт задумывался как двумоторный и носил название Le Grand. В 1913 году Сикорский переместил задние толкающие двигатели на передний край нижнего крыла — сделав и их тянущими. Таким образом все четыре двигателя были размещены в ряд. Самолёт с новой схемой получил название «Русский витязь». Испытательные полёты на Корпусном аэродроме показали то, что пассажиры могут ходить по кабине не нарушая устойчивость самолёта. Для взлёта самолёта требовалась полоса длиной в 700 м.

Существовал «Русский витязь» малое время. 11 сентября 1913 года на 3-м конкурсе военных самолётов сорвавшийся с пролетавшего над «Русским Витязем» самолёта «Меллер-II» двигатель упал на левую коробку крыльев русского самолёта, сильно повредив её. Самолёт не стали восстанавливать, к тому же материал, из которого он был создан, успел отсыреть и вызывал сомнения в прочности. Сикорский сосредоточился на создании нового самолёта — «Илья Муромец».

Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации. Самолёт вышел очень удачным и является предметом заслуженной гордости российской школы авиастроения. Прямым его продолжателем является самолёт «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

Российский Государь Император Николай II осматривает самолет