Базируясь на статьях, опубликованных уважаемым Дмирием Шевчуком ака militarizm в своем Живом Журнале и на основании накопленной коллективом авторов с одноименного форума информации, пришло время подвести некоторые итоги применения вертолетов типа Ми-24 против Донецкой и Луганских Народных Республик в войне на Донбассе.
В наследие от Советской Армии ВГН «УкраЇна» получила огромное количество авиационной техники – 3 800 самолетов и вертолетов, сведенных в 4 воздушные армии и колоссальную инфраструктуру. Из них называется цифра в 280 единиц вертолетов Ми-24 разных модификаций.
Один из первых бортов, на котором красную звезду заменили петлюровско-бандеровским значком:
Мгновенно началась торговля военным имуществом направо и налево, сопровождающаяся мутными схемами, откатами, коррупцией и прочими прелестями нарождающейся государственности. Сообщалось, что экспорт составил 142 машины, причем продавались не только устаревшие модификации «Д» и «В», но и пушечные «П». Последние, правда, подвергались каннибализму – лишались возможности применять управляемое вооружение, только как пушечно-НАРовый вариант.
На фото один из таких недохеликоптеров:
Но кто же будет в Африке стрелять ракетами «Штурм» по 60 килобаксов каждая?
Значительное количество продано бортов типа «ХР(Р)» (в дальнейшем буду упоминать как «РХР», как принято в авиации). По реализации модификаций «К» и «ВП» сведений нет.
Основную часть группировки в карательной операции составили вертолеты модификации «П», в наличии также четыре единицы «РХР» и три «ВП». В обзоре будут рассматриваться только те, на хвостовые балки которых нанесены две полосы быстрого распознавания.
На фото подбитый в Славянске вертолет Ми-24ВП б/н 10 с нанесенными полосами быстрого распознования на хвостовой балке:
Самое большое количество бортов выкатил 7-й Бреславский полк АА (армейской авиации), из города Новый Калинов Львовской области – десять, чем превзошел обе авиабригады и вызвал удивление у специалистов. По доходившей случайным образом скудной информации в 2013 году было всего две «живых» машины. Стартовые бортовые номера следующие: 01, 03, 05, 07, 09(ВП), 10(ВП), 15, 21(РХР), 24(РХР) и 37, в скобках указаны модификация, если он не «П».
Один «полосатый» борт с напрочь выгоревшим камуфляжем не имел бортового номера и осенью стоял возле ТЭЧ. Ранее известный вертолет №02 был обнаружен на стоянке без лопастей несущего винта, вероятно покойник.
Фото борта «02» на стоянке полка:
Еще в далеком 2004 году имелся пятнистый 11(ВП), но следы его как то затерялись.
Самое смешное, что данная воинская часть должна была быть расформирована в 2014 году.
11-я Бригада АА (Чернобаевка) направила на фронт шесть номерных бортов: 17, 19, 24, 25, 26 и 29, все модели «П».
Отмечу еще четыре вертолета:
— UNO-472 – борт, прибывший из Кот-д’Ивуар в конце зимы-начале весны этого года, вероятно по выработке ресурса. Проявился один раз 15.03.2014 под Геническом во время неудачного штурма укропами Арабатской стрелки. Предположительно этот борт стал №19. Одновременно в тех местах были еще 17-й и 29-й борты;
— №34 – на советский камуфляж «трилистник» нанесены белые полосы, двигатели прокручены, нарисованы красивые глазки на ПЗУ и все на этом закончилось.
— №№22 и 23РХР – получили на белый ООН-овский цвет черные полосы, вероятно готовились к боям (есть цвета побежалости на выхлопных патрубках), но неудачно;
Основная интрига этой БрАА связана со свежекамуфлированным бортом, продемонстрированном в фоторепортаже учений 56 отдельного вертолетного отряда летом 2014 года. Документы носили следы правки «Фотошопом» и представлены министерством обороны укропии, славящимся своей нечистоплотностью.
Из совсем «неживых» бортов в последние год-два были замечены на стоянке: 02, 14, 27, 28, 31. ИМХО все покойники. Неясна судьба №23П в заводском камуфляже, который единственный раз засветился на красивом фото в полете.
16-я Бригада АА (Броды) представлена девятью вертолетами: 02, 06(ВП), 09, 12(ВП), 14, 24, 25, 40, 91(РХР)
Куда-то пропали нескольких бортов: разрекламированный №04 «ПУ1», 18-й и самопально камуфлированные 07 и 08. Последние два, вероятно, пополнили ряды покойников.
В условный резерв можно принять еще девять машин:
— №01 синий «П» завода МОУ «Авиакон» г. Конотоп;
— находящийся там же борт под модернизацию в профиль Ми-24ПУ2. Степень готовности по планеру и двигателям высокая, проблемы возникли с авионикой импортного производства из-за введенных ограничений лучшими европейскими союзниками укропии;
— три борта UNO 472-474, находящиеся в Кот-д’Ивуаре по контракту с ООН;
— четыре борта UNO 881-884 по тем же причинам бороздящими поля Демократической Республики Конго.
Всего в боевых действиях было задействовано 25 вертолетов Ми-24, что даже больше, чем было выставлено этими же частями АА транспортно-эвакуационных Ми-8 (19 единиц). Парадокс.