2 апреля 1911 г. в Риге взлетел самолёт Александра Кудашева.

Александр Сергеевич Кудашев: один из первых авиаконструкторов Российской империи

105 лет назад — весной 1911 года — жители Вольмарской улицы (ныне — ул. Валмиерас) Риги были шокированы: по улице ехал… аэроплан. Создал его один из первых авиаконструкторов Российской империи, князь Александр Сергеевич Кудашев. Аэроплан уже через неделю смогли увидеть более 100 тыс. человек.

В день первого полета А.С. Кудашева на своем самолете. Второй справа — князь, первая слева — его супруга Екатерина Васильевна (предположительно)

2 апреля 1911 года в Риге взлетел в воздух новый самолет известного авиаконструктора Александра Сергеевича Кудашева. Писал Санкт-Петербургский журнал Русского Технического Общества «Вестник воздухоплавания» об этом аэроплане: «Главной целью князя Кудашева было создать общедоступный, прочный и, возможно, портативный аппарат».

Авиаконструктор попал, что называется, с корабля на бал: аэроплан полетал в Риге и отправился в столицу Российской империи — на Первую международную воздухоплавательную выставку, которая открылась в Санкт-Петербурге 10 апреля 1911 года.

Выставка вызвала ажиотаж: ее посетили свыше 200 тысяч посетителей! Её даже почтил своим присутствием Государь Император Николай II. Что неудивительно: ведь в столицу России прибыли все европейские знаменитости: легендарный пилот и авиаконструктор Луи Блерио, изумивший мир перелетом через Ла-Манш; не менее знаменитый авиаконструктор Анри Фарман… Было бы странно, если бы они не получили на выставке Большие золотые медали: это было бы примерно то же самое, как если бы какая-нибудь современная страна не признала, к примеру, ценными компьютерные программы фирмы Билла Гейтса.

Но Большой золотой медали на выставке, однако, удостоился и рижский Русско-Балтийский вагонный завод.

Его авиационное отделение представляли на выставке два бывших конкурента. Менее чем за год до открытия в столице России Первой международной воздухоплавательной выставки эти инженеры боролись за то, кто из них первым в Российской империи отправит в полет самолет с двигателем внутреннего сгорания.

Один из создателей трамвайных линий в столице России, авиаконструктор Яков Гаккель жил в 1910 году в Санкт-Петербурге, его конкурент — князь Александр Кудашев — являлся профессором кафедры строительного искусства Политехнического института в Киеве. Весной 1910 года оба они готовили полет самолета собственной конструкции, счёт шел на дни, а борьба велась, как уже говорилось, за звание создателя первого в стране аэроплана.

…20 мая 1910 года профессор Александр Кудашев пребывал в скверном настроении: через три дня должен был состояться первый в стране полет российского аэроплана, на шоу уже пригласили зрителей, и вдруг случилась авария: пропеллер вырвало из креплений, после чего он развалился. Полет мог не состояться.

В тот день к опечаленному преподавателю подошел студент Игорь Сикорский и ободрил: у него есть пропеллер, может подарить его своему учителю. Так, благодаря будущему создателю знаменитого вертолета Игорю Сикорскому, состоялся полет первого российского самолета.

Демонстрируя, что его творение надежно, князь Кудашев 23 мая 1910 года сам лично пилотировал самолет, хотя летному искусству его никто не учил. И еще один поразительный факт: конструированием аэропланов профессор Кудашев заинтересовался всего за несколько месяцев до своего первого полета.

Самолет «Кудашев-1» возле сарая, в котором он был построен

Парадокс, первым российским авиаконструктором был всё же объявлен талантливый российский ученый Яков Гаккель, самолет которого отправился в небо в июне 1910 года. Дело в том, что А. С. Кудашев не уведомил о своем полете соответствующих должностных лиц из Санкт-Петербурга, и те не были наблюдателями во время испытаний самолета «Кудашев-1».

Лишь в конце ХХ века историки авиации разобрались в ситуации и признали приоритет князя Кудашева.

Создатель первого в Российской империи самолета Александр Кудашев происходил из древнего дворянского рода. Один из его предков в Смутное время защищал Москву, дед участвовал в Отечественной войне 1812-го года. Двоюродным братом Александра Сергеевича Кудашева был всемирно знаменитый философ Николай Бердяев.

Уже через несколько месяцев после первого полета российского аэроплана, бывшие соперники стали коллегами — председатель правления «Руссо-Балта» Михаил Владимирович Шидловский предложил и Кудашеву и Гаккелю работу в Риге, на крупнейшем в Российской империи авиационном заводе.

Весной 1911 года сконструированный Александром Кудашевым в Риге самолет «Руссо-Балта» РБВЗ-1 получил серебряную медаль на уже упоминавшейся Первой международной воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге.

В полете самолет «Кудашев-4». 1911 г.

Однако, нет пророка в своем Отечестве! Парадокс состоял в том, что на «Руссо-Балте» главной задачей Александра Кудашева в то время было не конструирование аэропланов, а налаживание производства иностранных бипланов «Соммер», которые заказало заводу военное министерство.

Между тем, в исторической литературе есть утверждения, что этот самолет был далеко не лучшим для своего времени, летал медленно. «Руссо-Балт» прекратил выпуск «Соммеров» лишь после того, как заводской пилот В.Смит погиб, проводя демонстрационный полет на таком аэроплане.

Вскоре для авиационного отделения «Руссо-Балта» наступили перемены: оно переехало из Риги в Санкт-Петербург, а главным конструктором стал 23-летний Игорь Иванович Сикорский.

Под руководством Сикорского в столице России были созданы знаменитые самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые устанавливали мировые рекорды по грузоподъемности и дальности полетов.

А что же первые российские авиаконструкторы князь Кудашев и Гаккель? Видимо, пионеры российского авиастроения решили, что пора передавать эстафету другим. Яков Гаккель сконструировал один из первых в мире тепловозов (произведен в 1924 году), а князь Кудашев в 1914 году уехал во Францию, где преподавал в Парижской высшей технической школе.

В Россию в трагическом для страны 1941-м году вернулся с Запада внук Александра Сергеевича Кудашева — Сергей.

Круг замкнулся — один из основоположников рода, как уже говорилось, защищал Москву в начале 17-го века, а Сергей Сергеевич Кудашев погиб в битве под Москвой в конце 1941-го.