1 мая 1960 г. в районе Свердловска был сбит самолёт-разведчик U-2 ВВС США

Уничтожение самолёта разведчика U-2 пилотировавшегося Фрэнсисом Пауэрсом под Свердловском — один из эпизодов холодной войны, произошедший 1 мая 1960 года во время руководства президента США Дуайта Эйзенхауэра. В ходе инцидента в воздушном пространстве СССР был сбит самолёт-разведчик Lockheed U-2.

Обломки самолёта U-2 Френсиса Пауэрса

Первоначально США пытались отрицать существование, задание и цели самолёта, однако после предъявления советским правительством остатков сбитого самолёта и захваченного живого лётчика Гари Пауэрса, вынуждены были признать существование программы полётов самолётов-шпионов над СССР. Инцидент произошёл за две недели до запланированной встречи между Востоком и Западом в Париже и стал серьёзным ударом по репутации США. Он остановил программу разведывательных полётов США над  территорией СССР. Пилот Гари Пауэрс был осуждён за шпионаж и приговорён к десяти годам заключения, однако 10 февраля 1962 года был обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Это был далеко не первый полет американских  разведчиков. В рамках операции под кодовым названием Grand Slam в конце апреля 1960 года планировался полёт U-2 с пакистанской авиабазы Пешаварruen через Афганистан над территорией СССР по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск с посадкой на норвежской авиабазе Будёruen.



28 апреля с турецкой авиабазы Инджирлик в Пешавар перелетел Lockheed U-2C заводской номер 358. Топливо для него было доставлено 27 апреля на C-124ruen ВВС США, а позже самолёт C-130 доставил наземную команду техников, основного пилота — Фрэнсиса Пауэрса и резервного — Боба Эриксона. 29 апреля экипаж узнал, что вылет отложен на один день. Тогда Эриксон перегнал самолёт с бортовым номером 358 обратно в Инджирлик, а пилот Джон Шинн пригнал U-2C с бортовым номером 360. Однако 30 апреля вылет опять задержали на один день в связи с пасмурной погодой над советской территорией.

Наконец 1 мая погода над советской территорией улучшилась, и ранним утром пилотируемый Пауэрсом U-2C с бортовым номером 360 и заводским номером 56-6693 без опознавательных знаков вылетел из Пешавара. Для самого лётчика это был уже 28-й полёт на самолётах U-2. Миновав Афганистан, в 05:35 мск самолёт-разведчик пересёк границу воздушного пространства Советского Союза юго-восточней Кировабада, на высоте 18—21 км и летя со скоростью 720—780 км/ч. Сделав снимки позиций МБР на космодроме Тюратам, лётчик также совершил пролёт Магнитогорска и Челябинска. Следующим пунктом маршрута был расположенный между Челябинском и Свердловском город Челябинск-40, где находится завод «Маяк», занимавшийся тогда производством оружейного плутония, для изготовлении ядерного оружия, «Маяк» и стал последним объектом, над которым пролетел Пауэрс.

Повышенная боеготовность сил ПВО привела к почти немедленному обнаружению самолёта Пауэрса, однако перехватить его самолётами-перехватчиками и высотными истребителями не удалось из-за большой высоты полёта U-2.

Попытки сбить Пауэрса продолжались несколько часов. На его перехват были подняты специально подготовленные высотные перехватчики. По меньшей мере один из них не имел вооружения, но имел приказ таранить Пауэрса. Часть истребителей пытались выйти на высоту атаки за счёт динамического подъёма, однако их двигатели, не рассчитанные на полёт в стратосфере, останавливались, не позволяя продолжать атаку.

Огонь по Пауэрсу вели несколько зенитных дивизионов. Всего по его самолёту было выпущено семь ракет. В цель попала самая первая. В 08:53 МСК при пролёте близ деревни Косулино и в районе Верхне-Сысертского водохранилища U-2 был сбит ракетой ЗРК С-75 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады расчётом под командованием майора Михаила Воронова. Позиция комплекса была определена ЦРУ в ходе визита в Свердловск вице-президента США Ричарда Никсона, однако специалисты-разведчики посчитали, что его диапазон высот не превышает 18 км.

Старт ракет зенитного комплекса С-75

Взорвавшись позади самолёта, ракета осколками поразила хвостовое оперение и двигатель самолёта, после чего U-2 начал падать. Пауэрса зажало между приборной панелью и сиденьем, поэтому он не мог воспользоваться катапультой, не повредив ноги. Самостоятельно выбираясь из самолёта, он забыл отсоединить шланг кислородной маски и едва не погиб. На высоте 10 км Пауэрс открыл фонарь кабины, а на высоте около 5 км выпрыгнул с парашютом. Самолёт рухнул близ села Поварня. Сам лётчик приземлился на поле у Косулино, где и был задержан местными жителями. При задержании Пауэрс не сопротивлялся.

Но об этом на КП армии ПВО не знали. Командир 1-го дивизиона, находящегося в дальней зоне в поселке Монетный, капитан Н. Шелудько через секунды также выполнил приказ обстрелять тремя ракетами отметки о цели, которые впоследствии оказались обломками. На экранах локаторов мелкие обломки самолета сильно напоминали пассивные помехи, под прикрытием которых нарушитель мог уйти. Поэтому доклада о поражении цели не было около получаса.

В 4-м дивизионе 57-й бригады, которым командовал майор А. Шугаев, за цель приняли вылетевших на перехват U-2, пару самолетов МиГ-19, пилотировавшихся капитаном Борисом Айвазяном и старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Одной из ракет самолет Сергея Сафронова был сбит, летчик погиб, хотя и катапультировался. Борис Айвазян сманеврировал, две ракеты прошли мимо и самоликвидировались. Сафронов был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Указ о награждении стал первым указом, подписанным Леонидом Брежневым в должности Председателя Верховного Совета СССР.