Русские лётчики в корейском небе

Инструктаж советских летчиков-истребителей перед вылетом. A briefing of the Soviet fighter pilots at the flying field before taking off.

27 июля, годовщина подписания Соглашения о перемирии в Корее, день, когда, наконец, закончилась кровопролитная война на Корейском полуострове, которая унесла миллионы жизней, причинила колоссальный материальный ущерб, оставила на теле корейской нации незаживающий шрам – 38-ю параллель.

Многие историки приходят к выводу, что этот конфликт на самом деле был в полном смысле этого понятия гражданской войной, когда брат шел на брата, сын на отца. Ни русские, ни китайцы, ни американцы никогда не смогли бы заставить корейцев стрелять друг в друга, если бы в основе этой непримиримости между Севером и Югом не лежали глубинные причины. Их анализ – отдельная, комплексная и очень сложная тема.

В истории человечества еще не было ни одной гражданской войны, в которой с обеих сторон не участвовали бы близкие и далекие соседи. Так было и на этот раз. Среди тех, кто пришел на помощь КНДР, были наши летчики. Советские истребители не пересекали линию фронта, они защищали города и электростанции, дороги и мосты северной части полуострова от ударов американских бомбардировщиков. Благодаря нашим воздушным асам были спасены, наверное, многие и многие тысячи жизней, в том числе женщин и детей.

Во всем том, что касается Корейской войны, у тех, кто был на противоположной стороне, была и есть своя правда, у нас – своя, и от этого уже никуда не деться. Но как бы мы сейчас, с высоты XXI века, ни оценивали события 1950-1953 годов, одно можно сказать со всей определенностью. Наши отважные соколы были беззаветно преданы своей Советской Родине, честно и самоотверженно исполняли воинский долг. Их ратный труд потом на многие годы был закрыт грифами секретности, они даже не имели права говорить о том, за какие сражения получили свои ордена и золотые звезды героев. Время пришло, мы должны помнить, открыто говорить об их подвигах и гордиться ими.

OUR BRAVE PILOTS IN KOREAN SKY Today, on July 27th, we mark the anniversary of the Armistice Agreement that finally ended the bloody Korean War, which claimed millions of lives, caused severe material damage, left a never-healing scar on Koreans – the 38th parallel. Many historians agree that this conflict was virtually a real civil war with one brother fighting against the other, a son combating against his father. Neither Russians, Chinese nor Americans would ever manage to incite Koreans to kill each other if not for the deep roots of the North-South confrontation. Its analysis is another complex and complicated problem. Human history has witnessed no civil war when close and remote neighbouring countries would just stand by. So happened that time. Among those who came to DPRK’s assistance were our pilots. Soviet fighter jets never crossed the front line, they protected cities and power stations, roads and bridges in the Northern part of the peninsula from American strike aircrafts’ bombing. Our aces deserve credit for saving, perhaps, many thousands of lives, including women and children. Our opponents hold their opinion on everything related to the Korean war, we have ours – there are always two sides to every story. However we assess the 1950-1953 events now, in the 21st century, one thing is for sure. Our brave pilots were utterly devoted to their Soviet motherland, honestly and selflessly fulfilled their duty. Their heroic acts have been classified for many years, they weren’t even allowed to disclose the battles following which they received the medals and Gold Stars of the Hero. It is time we remembered them, spoke openly about their feats and were proud of them.

Советские летчики в Корейской войне

Наземные и морские операции КНД и КНА почти на всем протяжении Корейской войны прикрывал специально сформированный для этого 64-й Истребительный авиационный корпус (ИАК) советских ВВС. Корпус был сформирован 14 ноября 1950 г., его штаб находился близ китайского города Аньдун (Даньдун, КНР) и в его состав в разное время входили 15 советских авиадивизий
(28-я, 50-я, 151-я, 324-я в 1950 г.;
303-я, 873-я, 923-я, 18-я в 1951 г.;
97-я, 190-я, 133-я, 216-я, 32-я в 1952 г.;
282-я, 353-я в 1953 г.).
В задачу корпуса входило обеспечение «воздушного зонта» над небом КНДР.

Командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й ИАД) в составе 64-ю истребительного авиационного корпуса Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой Советского Союза.
В 1949 году Иван Кожедуб окончил Военно-Воздушную академию, и получил назначение на должность комдива под Баку, но Василий Сталин оставил его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток.
Там дивизии Ивана Никитовича Кожедуба довелось принять участие в ещё одной войне. С марта 1951 года по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Строгий приказ командования запрещад комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал, потому все 264 уничтоженные самолёта врага следует отнести на счёт учеников Ивана Никитича. Хотя позже китайские летчики рассказали, что Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух. И однажды даже был сбит, после чего ему пришлось покинуть горящий самолет. Ему повезло — он приземлился в нейтральной полосе и корейские солдаты не дали захватить советского летчика в плен. Случись это, разразился бы международный конфликт, ведь Северная Корея была признана ООН агрессором, и другие страны не имели права помогать ей. Всего в боях в Корее Иван Кожедуб сбил 17 самолетов.

Американские летчики в Корее впервые столкнулись с новой советской боевой техникой (самолетами «МИГ-15»), которые по своим качествам не уступали соответствующим аналогам США (истребители F-86 «Сейбр») и бомбардировщикам В-29. С момента вступления ИАК в войну в июне 1951 года американская авиация не могла безнаказанно действовать в воздушном пространстве KНДР.

Истребители МиГ-15 СССР на аэродроме в Корее

Советские летчики мужественно и стойко сражались в небе Кореи. Всего за время Корейской войны ими было совершено 63 229 боевых вылета, проведено 1790 воздушных боя, сбито 1097 самолетов противника при потере 319 своих боевых машин. Были захвачены в плен 262 американских летчика.
Большая группа советских асов (25 человек) была удостоена закрытыми указами Президиума ВС СССР звания Героев Советского Союза. В их числе советские боевые пилоты: Н.В.Сутягин, сбивший 22, Е.Г.Пепеляев – 20, А.Н.Сморчков – 15, Л.К.Щукин – 15, Д.П.Оськин -14, М.С. Пономарев – 14 и С.М. Крамаренко – 13 самолетов противника.

Николай Васильевич Сутягин (1923-1986) — за время боевых действий (с 17 июня 1951 года по 2 февраля 1952 года ) произвел 149 боевых вылетов, в 66 воздушных боях уничтожил 22 самолета противника. Герой Советского Союза.
Nikolai Vasilievich Sutyagin (1923-1986) — during the operation (17.06.1951 — 02.02.1952) flew a total of 149 missions, downed 22 enemy’s jets in 66 air combats. Hero of the Soviet Union.

Евгений Георгиевич Пепеляев (1918-2013) – совершил 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 году), в 38 воздушных боях одержал 20 побед над реактивными самолетами противника. Герой Советского Союза.
Evgeny Georgievich Pepelyaev (1918-2013) – flew a total of 108 missions (with 101 missions only in 1951), downed 20 enemy’s jets in 38 air combats. Hero of the Soviet Union.

Сергей Макарович Крамаренко (1923 г.р.) – за 11 месяцев боев (до февраля 1952 года) совершил 149 боевых вылетов и одержал 13 побед. Сам был сбит один раз. Герой Советского Союза.
Sergei Makarovich Kramarenko (born in 1923) – during 11-month-long operation (till February 1952) flew a total of 149 missions, downed 13 enemy’s jets. Shot down once. Hero of the Soviet Union.

Дмитрий Павлович Оськин (1919-2004) – всего совершил ок. 150 боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боев, сбил 14 самолетов лично и 1 в составе группы. Герой Советского Союза.
Dmitry Pavlovich Oskin (1919-2004) – flew approximately 150 missions. In more than 60 air combats downed 14 enemy’s jets himself and one plane with the help of comrades. Hero of the Soviet Union.

Александр Павлович Сморчков (1919-1998) – совершил 191 боевой вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 12 самолетов противника, в том числе несколько тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков В-29, и 1 в составе группы. Подбил 3 истребителя F-86. Герой Советского Союза.
Alexander Pavlovich Smorchkov (1919-1998) – flew a total of 191 missions, in 52 air combats downed 12 enemy’s jets himself, including a few heavy 4-engine bombers B-29, and one jet with the help of comrades. Downed 3 F-86 fighter jets. Hero of the Soviet Union.

Лев Кириллович Щукин (1923-2009) – совершил 121 боевой вылет и провел 37 воздушных боев, в которых сбил 15 самолетов противника лично и ещё 2 в составе группы. Герой Советского Союза.
Lev Kirillovich Shchukin (1923-2009) – flew a total of 121 missions, in 37 air combats downed 15 enemy’s jets himself and two with the help of comrades. Hero of the Soviet Union.

Серафим Павлович Субботин (1921-1996) – совершил около 100 боевых вылетов, провел 48 воздушных боев, в которых лично сбил 9 самолетов противника. Считается, что 18 июня 1951 года совершил первый реактивный воздушный таран в истории авиации. Герой Советского Союза.
Seraphim Pavlovich Subbotin (1921-1996) – flew approximately 100 missions, in 48 air combats downed 9 enemy’s jets himself. He is believed to carry out the first ever ram attack in aviation history on June 18 1951. Hero of the Soviet Union.

Степан Антонович Бахаев (слева) 1922-1995 – совершил 180 боевых вылетов, участвовал в 63 воздушных боях, в которых лично сбил 11 самолетов противника. Герой Советского Союза.
Stepan Antonovich Bahaev (on the left) 1922-1995 – flew a total of 180 missions, in 63 air combats downed 11 enemy’s jets himself. Hero of the Soviet Union.

Михаил Сергеевич Пономарев (крайний слева) 1920-2006 – совершил 175 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 14 самолетов противника (все победы над истребителями). Только за один день, 11 сентября 1951 года, он уничтожил три вражеских самолета. Герой Советского Союза.
Mikhail Sergeevich Ponomaryov (on the extreme left) 1920-2006 – flew a total of 175 missions, in 96 air combats downed 14 enemy’s fighter jets himself. In just one day, on September 11th 1951, he destroyed three enemy planes. Hero of the Soviet Union.

Дмитрий Александрович Самойлов (1922-2012) – совершил 161 боевой вылет, провел 60 воздушных боев, в которых сбил лично 10 самолетов противника. Герой Советского Союза.
Dmitry Alexandrovich Samoylov (1922-2012) – flew a total of 161 missions, in 60 air combats downed 10 enemy’s jets himself. Hero of the Soviet Union.

Григорий Ульянович Охай (1917-2002) – совершил 122 боевых вылета, провел 68 воздушных боев, в которых сбил лично 11 самолетов противника. Герой Советского Союза.
Gregory Ulyanovich Ohai (1917-2002) – flew a total of 122 missions, in 68 air combats downed 11 enemy’s jets himself. Hero of the Soviet Union.