Америка «подсмотрела» у России идеи орбитальных самолётов!

Большинство из западных космических технологий подаются общественности как «уникальные», «не имеющие аналогов» и разработанные практически с нуля. Однако за многими из них, особенно примененных в американских авиационно-космических проектах, отчетливо видны советские инженерные решения.

Бегущий по

орбите

В 2020 году NASA совместно с компанией Sierra Nevada впервые отправит к МКС уникальный орбитальный корабль Dream Chaser. Несмотря на заявленную научно-гражданскую миссию корабля, прототип американского «мини-шаттла» — является советский военный ракетоплан, созданный в рамках авиационно-космической программы «Спираль», был приспособлен не для научных миссий, а для самого настоящего космического боя.

О конструктивных свойствах американского многоразового орбитального самолета и советского ракетоплана написано с десяток научных материалов, однако главные сведения, особенно в зарубежной прессе, остались практически нераскрытыми — орбитальный корабль, так же, как и советский ударный челнок, можно быстро переоборудовать в зависимости от выполняемой задачи.

Несмотря на заявленное научно-гражданское назначение аппарата, прототип американского «мини-шаттла» — советский ракетоплан, созданный в рамках авиационно-космической программы «Спираль», был приспособлен совсем не для научных миссий, а для самого настоящего космического боя.

Предполагалось, что орбитальный аппарат будет разгоняться авиалайнером до скорости около 6 Маха, а далее самостоятельно будет выходит на орбиту.  Были проведены испытательные полеты на дозвуковом Миг-105.11, однако в 70-х годах, на волне приоритетного развития ракетной техники, вместо самолётной, проект закрыли.

О конструктивных свойствах американского многоразового орбитального самолета и советского ракетоплана написано с десяток научных материалов, однако главные сведения, особенно в зарубежной прессе, остались нераскрытыми — орбитальный корабль, так же, как и советский ударный космический корабль, можно быстро переоборудовать в зависимости от выполняемой задачи.

Для полетов на МКС и других коммерческих целей, предполагается использовать пассажирскую версию корабля, с экипажем до 7 человек  и небольшим грузом. Выведение на орбиту американского Dream Chaser планируется ракетой Atlas-V с российским  двигателем РД-180.

На этапе вывода на орбиту уже начинают проявляться отличия двух проектов и двух школ космонавтики — вместо дорогостоящего использования ракеты-носителя советские авиастроители планировали «забрасывать» орбитальный ракетоплан в космос с помощью гиперзвукового самолета-разгонщика.

«Такой способ был наиболее простым и наиболее дешевым одновременно. Полет самолета, даже с учетом заправки десятков тонн топлива, в сотни раз дешевле, чем пуск ракеты. К тому же, старт ракеты нужно подготовить, а за это время средства разведки вероятного противника смогут несколько раз облететь космодром и собрать подробные данные», — отметил в интервью «Звезде» инженер-ракетостроитель Виталий Кравченко.

На основе данных, собранных после испытаний первых атмосферных аналогов советского корабля «Бор-4», американские специалисты приступили к разработке собственного орбитального ракетоплана. Однако разработка космолета значительно затянулась — первые практические тесты конструкции корабля с теплозащитой и аэродинамической схемой, точь-в-точь повторяющими советский «Бор-4», начались лишь в 2010 году — спустя почти 50 лет после отработки первых решений советских инженеров.

Однако добиться тех же характеристик, что и в оригинальной конструкции, американские разработчики не смогли — даже механизация крыла американского «Dream Chaser» выполнена гораздо проще, чем на советском орбитальном самолете.

«В случае с новым кораблем речь идет и полетах «от точки до точки» по траектории. Советская машина могла после выхода на орбиту не просто маневрировать, но и вести полноценный маневренный бой на орбите, «нырять» в атмосферу и применять специальное вооружение (как стрелкового так и лазерного типа) и много чего еще», — рассказал «Звезде» авиационный инженер Сергей Богданов.

Время первых

В 2001 году, задолго до того, как в мире стали активно использовать многоразовые космические аппараты, специалисты ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и НПО «Молния» демонстрировали в Жуковском, на авиакосмическом салоне «МАКС» принципиально новый многоразовый ракетный ускоритель «Байкал». От традиционных ракетных ускорителей «Байкал» отличали не только размер, но и аэродинамическая схема — в отличие от блоков, сгорающих в атмосфере вместе с частицами топлива, ускорители «Байкал» могли возвращаться на Землю самостоятельно. При этом от «баллистической» схемы посадки с вертикальным приземлением решили отказаться — вместо этого ракету снабдили складными рулевыми поверхностями, похожими на систему управления крылатых ракет.

Благодаря такой схеме ускорители «Байкал» могли самостоятельно садиться на любой подготовленный аэродром по «самолетному», соблюдая все правила захода по глиссаде. Разработчики системы подумали и о том, чтобы сэкономить на производстве за счет многоразового использования агрегатов — один ускоритель мог летать в космос 10-15 раз без капитального ремонта и замены ключевых элементов. Однако в реализации проекта в начале двухтысячных засомневались, и проект был отложен «до лучших времен».

К наработкам по этой теме вернулись через 10 лет — на основе решений для ускорителей «Байкал», силами специалистов центра имени М. В. Хруничева в рамках проекта «Многоразовая ракетно-космическая система» (МКРС) был разработан новый «крылатый» разгонный блок. Несмотря на то, что в конечном счете выбор был сделан в пользу одноразовых пусков, как более надежным, ссылаясь на тяжелые последствия катастроф американских челноков с большими человеческими жертвами, о создании многоразовой космической системы не забывали ни на день.

Если совершить небольшой исторический экскурс, то стоит вспомнить слова министра общего машиностроения СССР Олега Дмитриевича Бакланова, который неоднократно говорил, что наибольшего контроля над космическим пространством удастся добиться лишь тогда, когда трудоёмкость и стоимость космического пуска будут сопоставимы с затратами на производство автомобиля. Эти «космические заветы» и требования к многоразовым ракетам и ускорителям учли не только в России.

Заветы конкурентов

После первых же тестов специалисты Sierra Nevada перестали официально уклоняться от ответов на вопросы о том, на основе чьих решений в действительности создан космический корабль Dream Chaser. Однако заимствование советских технологий оказалось характерно не только для относительно небольшой аэрокосмической компании. Чудеса заимствования чужих технологий показали специалисты одного из самых крупных оборонных подрядчиков США — Boeing.

В сотрудничестве с аэрокосмической компанией Aerojet Rocketdyne и общем контроле со стороны Агентства перспективных оборонных исследований (DARPA) аэрокосмическая корпорация презентовала новый разгонный блок, поразительно похожий на российский ракетный ускоритель «Байкал». Для нового разгонного блока разработчики позаимствовали сразу несколько идей: стартовать ускоритель Phantom Express будет «по-ракетному» — из вертикального положения с обычного космодрома, а после отделения на орбите второй ступени с полезной нагрузкой, будет возвращаться на ближайший аэродром и садиться «по-самолетному» на взлетно-посадочную полосу.

Эксперты отметили, что за основу своих разработок Boeing взяли все то, что закладывалось при разработке ускорителей «Байкал» — возможность длительного «межсервисного» интервала, простую конструкцию и низкую стоимость. До себестоимости производства автомобиля ценник на вывод полезной нагрузки в космос, вряд ли упадет, но снизить стоимость космических пусков в десять раз по сравнению с текущей ценой на космические услуги- задача хоть амбициозная, но реализуемая.

«Даже Илон Маск в этом отношении, скажем так, не самый «головастый». Многоразовые ракеты с возвращаемой первой ступенью — это промежуточный этап битвы за коммерческие пуски и вывод небольших спутников — телекоммуникационных, например. Техническая возможность сделать пуски еще дешевле есть, и тот, кто первым ее реализует — заработает приличные деньги. При этом разработка ракет с «бюджетными» разгонными блоками — настоящая технологическая революция», — подчеркнул в интервью «Звезде» военный эксперт Михаил Лапиков.

Разработкой такого решения занимаются и в Рооссии — инженеры и ученые центра имени М. В. Хруничева совместно с корпорацией «Роскосмос» и ОКБ им. Мясищева разрабатывают многоразовую ступень для ракеты легкого класса «Ангара-1.2». Отмечается, что первые результаты, полученные в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, уже представлены весной 2018 года. К этому моменту, как отмечают специалисты, технический облик многоразовой «Ангары» уже детально проработан и согласован.

источник