Вертолёт К.А. Антонова. 1909 г.

В 1907 г. русский военный инженер капитан
Константин Александрович Антонов подал заявку,
а в 1912 г. получил “Привилегию” на «Геликоплан»
Вертолёт  (геликоплан) капитана К.А. Антонова, был спроектирован, по соосной схеме, с двумя несущими винтами и толкающим винтом,  создающим горизонтальную тягу, обеспечивающую горизонтальное перемещение, в Санкт-Петербурге, и построен в 1909 году , и демонстрировался на первой международной Российской воздухоплавательной выставке в Санкт-Петербурге в 1911 году, самому Государю Императору Николаю Второму.
image (1)

Среди офицеров Петербургского Учебного воздухоплавательного парка заметной фигурой был капитан, а затем подполковник Константин Александрович Антонов. Он принимал активное участие в разборе присланных в военное ведомство проектов различных летательных аппаратов, испытаниях винтов и постройке дирижаблей. В начале 1907 г. Антонов разработал собственный проект вертолета, на который в 1912 г. получил привилегию. Это был проект вертолета соосной схемы с толкающим винтом и задним рулем поворота. Каждый несущий винт состоял из 16 лопастей в виде треугольных пластин (алюминиевые рамы, обтянутые полотном). Угол их установки мог изменяться.
1907 Антонов
Нулевой угол установки предназначался для превращения несущих винтов в парашюты и облегчения их раскручивания при запуске.
Несущий винт предполагался с изменяемым шагом. В качестве силовой установки Антонов разработал двигатель внутреннего сгорания, цилиндры которого должны были окружать валы несущих винтов. Антонов писал: «Для симметрии относительно оси аппарата цилиндры мотора размещены рядом один с другим, образуя вместе сомкнутый круг около оси». Топливо должно было располагаться над двигателем в цилиндрическом баке, также кольцом охватывающем валы винтов.
Весовая центровка была положена в основу проекта: толкающий Винт уравновешивался расположенной спереди пилотской кабиной.

Продольное управление вертолетом предполагалось осуществлять изменением лобового сопротивления «корзины-фюзеляжа» специальными «задергивающимися шторками». Шторки могли приводиться в действие в случае нарушения балансировки автоматическим стабилизирующим устройством на основе маятника (маятник, отклоняясь при нарушении балансировки, открывал и закрывал шторки). Для поперечной балансировки предназначался «подвижной груз». Под «корзиной» предполагалось расположить «кринолин» и резиновые «буферы», смягчающие удар при приземлении.
Сделав в 1907 г. заявку на привилегию, К.А. Антонов приступил к постройке своего вертолета на заводе Лесснера в Петербурге. Из-за финансовых трудностей постройка затянулась, и вертолёт был закончен только в начале 1910 г.
Он практически полностью соответствовал проекту. Основными отличиями была установка обычного автомобильного двигателя мощностью 30—35 л.с. и дополнительных боковых поверхностей управления под несущими винтами. Все
сооружение базировалось на трех ориентирующихся колесах. По своим размерам вертолет Антонова превосходил все до сих пор построенные. Он имел двадцатичетырехлопастные несущие винты диаметром свыше 8 м, в то время как винты всех существовавших в то время вертолетов не превышали 6—8 м. Вероятно, столь большие габариты и помешали вертолету, поскольку «механизмы работали исправно, но подняться в воздух аппарат не мог».
1909 Антонов_1-я_выставка
К.А. Антонов, потратив на постройку вертолета все свои сбережения и убедившись в безуспешности попыток оторваться от земли, прекратил дальнейшие работы и уничтожил свой аппарат.
Нерационально выбранные параметры погубили перспективное дело. к тому же начальник Учебного воздухоплавательного парка A.M. Кованько в своем отчете в конце 1909 г. предрекал этому вертолету неудачу: «Наш инженер капитан Антонов тоже строит вот уже более двух лет геликоптер, но могу с уверенностью сказать, что толку от этого аппарата не будет».

источники:

  • Каталог 1-й Междунар. воздухоплавательной выставки в Петербурге. 1911, с. 75.
  • “Вестник воздухоплавания”, 1911, № 10, с. 17.
  • Изаксон Л. М. Геликоптеры. М., Оборонгиз, с. 48.
  • Изаксон Л.М. Советское вертолетостроение. М., “Машиностроение”, 1961, с. 62.
  • Адлер Г. II. Развитие русских авиационных конструкций до начала первой мировой войны. Диссертация. 1947, с. М, 85.
  • Михеев В.Р. Вертолёты дореволюционной России М. МАИ, 1992г с. 127.