Первый вертолёт США

В 1922 году в США, в Дейтоне, родном городе братьев Райт, взлетел вертолёт Георгия Александровича Ботезата, эмигранта из России, выпускника Харьковского технологического института, в 1911 году в Сорбонне защитившего первую в области авиации докторскую диссертацию «Исследования в области стабильности аэроплана» («Étude de la stabilité de l’aéroplane»), профессора Петроградского технологического института. Во время первой мировой войны работавшего в качестве эксперта в различных военно-технических учреждениях.
Весной 1916 года вместе с профессорами Тимошенко, Фан-дер-Флитом и Лебедевым он вошел в состав Технического комитета вновь созданного Управления Военно-воздушного Флота Военного министерства России. В мае 1918 года, получив приглашение на работу в США, Г. А. Ботезат покинул Петроград и при содействии сотрудников американского представительства добрался до Мурманска, затем нелегально покинул Россию, в том же месяце прибыл в США.

Bothezat_helicopter

Вертолет Ботезата. США 1922 год.

03
Работая экспертом в Национальном консультативном комитете по аэронавтике он предложил создать вертолёт.  В 1921 году Конгресс США выделил ему 200 000 долларов на постройку экспериментального вертолёта и зарплату в 10 000 долларов в год.

Ботезат обратился к многовинтовой схеме вертолёта: дифференциальное раздельное управление тягой винтов сулило надежное управление поворотами в вертикальной плоскости или, попросту говоря, изменением положения носовой части вертолета относительно линии горизонта. В 1922 году Ботезат построил свой четырёхвинтовой вертолёт в авиационном центре в Дейтоне, Огайо. Аппарат, имевший вес 1600 килограмм (благодаря алюминиевой раме), двигатель мощностью 170 л.с. и способный нести трёх пассажиров успешно поднялся в воздух на высоту в несколько метров и устойчиво управлялся, до весны 1923 года Г.Ботезат, пилоты Т.Бейн и А.Смит совершили более 100 полетов. В одном из них вертолёт поднял на 4м груз весом 450кг.

Четыре шестилопастных винта изменяемого шага располагались на конце крестообразной фермы из стальных труб с растяжками из рояльных струн. Они вращались попарно в противоположных направлениях. Два небольших винта с горизонтальной тягой служили для путевого управления и поворотов в режиме висения.
совершили несколько удачных полетов.
Однако американские военные предпочли воздержаться от дальнейшего финансирования работ по вертолетам, считая их серийное производство преждевременным.

00

Ботезат основал фирму по практическому применению результатов своих теоретических исследований и изобретений, в первую очередь по аэродинамике и теории винта. Заработанные средства позволили ему вернутся к экспериментам с вертолетами в 1936 году, основав фирму «Helicopter Corporation of America».

801

В научном плане кроме исследований в области самолетов и вертолетов Ботезат занимался исследованиями траекторий полета в воздушном и безвоздушном пространстве, в частности рассчитал траекторию полета на Луну.

Умер он в 1940 году. Похоронен в Нью-Йорке.

Михеев В. Р. Георгий Александрович Ботезат. 1882—1940. — М.: Наука, 2000. — 158 c