Проект самолёта Ф. Р. Гешвенда. Российская Империя. Киев 1887

Губернский инженер Федор Романович Гешвенд (1841 —1890 гг. русский инженер. из обрусевшей шведско-финской семьи). В 1887 описал проект реактивного самолёта и многосоплового реактивного двигателя, занимаясь вопросами летания, изложил свои идеи в двух работах:
— «Общие основания устройства воздухоплавательного парохода (паролёта)» и «Дополнение об упрощении в устройстве воздухоплавательного парохода», — выпущенных в Киеве в 1887 г. В том же году он представил проект своего «парохода» (паролёта)2.

1887_06

 

Аппарат Ф. Р. Гешвенда (см. рис.) — это по сути реактивный самолёт. Как следует из проекта, аппарат должен был иметь крыло малого удлинения, корпус, заострённый спереди и сглаженный сзади, паровой котёл в передней части (для центровки), четырехместную кабину, рули и колёсное шасси. Площадь крыла 18м2, тяга создавалась в результате реактивной струи пара, выходящего с большой скоростью из выпускного отверстия трубы и проходящего через ряд конических сопел постепенно возрастающего диаметра для «подхватывания» окружающего воздуха. Ф. Р. Гешвенд считал, что мощность его двигателя достигнет 199 л с.

1887_02

Биплан-бесхвостка с овальными крыльями; каркас – металлические трубы, обшивка фюзеляжа металлическая, крыльев — полотняная. Размах крыла: 3,0 м.
Площадь крыла: 32,5 м².
Полный вес: около 1300 кг.
Взлётная скорость: 116 км/ч.
Максимальная скорость: 280 км/ч.
Силовая установка: паровой реактивный двигатель (приводить самолёт в движение должна была струя пара, генератором пара служил трубчатый котёл).
Тяга двигателя: 1300 кг (согласно расчётам В.С. Михайлова (1980) в действительности тяга не могла превышать 10 кг).
Ф.Р. Гешвенд рассчитывал, что «Паролёт» совершит перелёт Санкт-Петербург — Киев за 6 часов, с 5—6 промежуточными посадками. Самолёт Гешвенда не был построен. Проект был опубликован в: Ф. Гешвенд. Общие основания устройства воздухоплавательного парохода «Паролёт». — Киев, 1887

Проект не был осуществлен, но интересно, что через три десятилетия точно такая же схема двигателя была выдвинута, уже как совершенно новая, французским инженером Мело.

источники:

  1. Гурьев А. Записка о производстве «арборита». Спб., 1903.
  2. ЦГВИА, 1877, ф. 744, д. 420, л. 198.В.
  3. Шавров, История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.