27 июля, годовщина подписания Соглашения о перемирии в Корее, день, когда, наконец, закончилась кровопролитная война на Корейском полуострове, которая унесла миллионы жизней, причинила колоссальный материальный ущерб, оставила на теле корейской нации незаживающий шрам – 38-ю параллель.
Многие историки приходят к выводу, что этот конфликт на самом деле был в полном смысле этого понятия гражданской войной, когда брат шел на брата, сын на отца. Ни русские, ни китайцы, ни американцы никогда не смогли бы заставить корейцев стрелять друг в друга, если бы в основе этой непримиримости между Севером и Югом не лежали глубинные причины. Их анализ – отдельная, комплексная и очень сложная тема.
В истории человечества еще не было ни одной гражданской войны, в которой с обеих сторон не участвовали бы близкие и далекие соседи. Так было и на этот раз. Среди тех, кто пришел на помощь КНДР, были наши летчики. Советские истребители не пересекали линию фронта, они защищали города и электростанции, дороги и мосты северной части полуострова от ударов американских бомбардировщиков. Благодаря нашим воздушным асам были спасены, наверное, многие и многие тысячи жизней, в том числе женщин и детей.
Во всем том, что касается Корейской войны, у тех, кто был на противоположной стороне, была и есть своя правда, у нас – своя, и от этого уже никуда не деться. Но как бы мы сейчас, с высоты XXI века, ни оценивали события 1950-1953 годов, одно можно сказать со всей определенностью. Наши отважные соколы были беззаветно преданы своей Советской Родине, честно и самоотверженно исполняли воинский долг. Их ратный труд потом на многие годы был закрыт грифами секретности, они даже не имели права говорить о том, за какие сражения получили свои ордена и золотые звезды героев. Время пришло, мы должны помнить, открыто говорить об их подвигах и гордиться ими.
OUR BRAVE PILOTS IN KOREAN SKY Today, on July 27th, we mark the anniversary of the Armistice Agreement that finally ended the bloody Korean War, which claimed millions of lives, caused severe material damage, left a never-healing scar on Koreans – the 38th parallel. Many historians agree that this conflict was virtually a real civil war with one brother fighting against the other, a son combating against his father. Neither Russians, Chinese nor Americans would ever manage to incite Koreans to kill each other if not for the deep roots of the North-South confrontation. Its analysis is another complex and complicated problem. Human history has witnessed no civil war when close and remote neighbouring countries would just stand by. So happened that time. Among those who came to DPRK’s assistance were our pilots. Soviet fighter jets never crossed the front line, they protected cities and power stations, roads and bridges in the Northern part of the peninsula from American strike aircrafts’ bombing. Our aces deserve credit for saving, perhaps, many thousands of lives, including women and children. Our opponents hold their opinion on everything related to the Korean war, we have ours – there are always two sides to every story. However we assess the 1950-1953 events now, in the 21st century, one thing is for sure. Our brave pilots were utterly devoted to their Soviet motherland, honestly and selflessly fulfilled their duty. Their heroic acts have been classified for many years, they weren’t even allowed to disclose the battles following which they received the medals and Gold Stars of the Hero. It is time we remembered them, spoke openly about their feats and were proud of them.
Советские летчики в Корейской войне
Наземные и морские операции КНД и КНА почти на всем протяжении Корейской войны прикрывал специально сформированный для этого 64-й Истребительный авиационный корпус (ИАК) советских ВВС. Корпус был сформирован 14 ноября 1950 г., его штаб находился близ китайского города Аньдун (Даньдун, КНР) и в его состав в разное время входили 15 советских авиадивизий
(28-я, 50-я, 151-я, 324-я в 1950 г.;
303-я, 873-я, 923-я, 18-я в 1951 г.;
97-я, 190-я, 133-я, 216-я, 32-я в 1952 г.;
282-я, 353-я в 1953 г.).
В задачу корпуса входило обеспечение «воздушного зонта» над небом КНДР.
Командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й ИАД) в составе 64-ю истребительного авиационного корпуса Иван Никитович Кожедуб, трижды Герой Советского Союза.
В 1949 году Иван Кожедуб окончил Военно-Воздушную академию, и получил назначение на должность комдива под Баку, но Василий Сталин оставил его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 326-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток.
Там дивизии Ивана Никитовича Кожедуба довелось принять участие в ещё одной войне. С марта 1951 года по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Строгий приказ командования запрещад комдиву вступать в бой лично, и никаких официальных побед он в этот период не одержал, потому все 264 уничтоженные самолёта врага следует отнести на счёт учеников Ивана Никитича. Хотя позже китайские летчики рассказали, что Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух. И однажды даже был сбит, после чего ему пришлось покинуть горящий самолет. Ему повезло — он приземлился в нейтральной полосе и корейские солдаты не дали захватить советского летчика в плен. Случись это, разразился бы международный конфликт, ведь Северная Корея была признана ООН агрессором, и другие страны не имели права помогать ей. Всего в боях в Корее Иван Кожедуб сбил 17 самолетов.
Американские летчики в Корее впервые столкнулись с новой советской боевой техникой (самолетами «МИГ-15»), которые по своим качествам не уступали соответствующим аналогам США (истребители F-86 «Сейбр») и бомбардировщикам В-29. С момента вступления ИАК в войну в июне 1951 года американская авиация не могла безнаказанно действовать в воздушном пространстве KНДР.
Советские летчики мужественно и стойко сражались в небе Кореи. Всего за время Корейской войны ими было совершено 63 229 боевых вылета, проведено 1790 воздушных боя, сбито 1097 самолетов противника при потере 319 своих боевых машин. Были захвачены в плен 262 американских летчика.
Большая группа советских асов (25 человек) была удостоена закрытыми указами Президиума ВС СССР звания Героев Советского Союза. В их числе советские боевые пилоты: Н.В.Сутягин, сбивший 22, Е.Г.Пепеляев – 20, А.Н.Сморчков – 15, Л.К.Щукин – 15, Д.П.Оськин -14, М.С. Пономарев – 14 и С.М. Крамаренко – 13 самолетов противника.