Авианесущий подводный крейсер Днепропетровск.

Впечатляющие фото советских подводных крейсеров — как носителей баллистических ракет ( проекта 667 и 941 — «Акула»), так и «истребителей авианосцев» (проекта 949А — «Антей») многие видели.
Однако мало кто знает, что у «Антеев» было и продолжение, причем намного более грандиозное, которое на рубеже 80-х и 90-х едва не воплотилось в жизнь.
Речь о проекте 949УА — трехкорпусном авианесущем подводном атомном крейсере, со множеством уникальных технологий, не имеющих аналогов в мире.

Авианесущей подводный крейсер «Днепропетровск» (пр. 949А)

Сейчас изображения этих грозных кораблей сохранились в музее ЦКБ «Рубин» только в виде макетов, но если бы они были реализованы, то уже в III квартале 1992 года первый из 4 авианосных крейсера был бы заложен в Северодвинске. Ему дали имя — «Днепропетровск».

Что же это был за корабль.
В общем плане это была подлодка на основе пр. 949 — но трёхкорпусная. Центральный прочный корпус по диаметру корпусных конструкций был полностью унифицирован с «Антеями», что сильно ускорило разработку, только длиннее — а боковые два были заметно меньше и короче. Подводное водоизмещение примерно равнялось пр. 941 — ок. 47000 т.

На корпусе располагалась полётная палуба длиной 147 м и шириной 43 м с уникальной системой быстрого осушения поверхности после всплытия. По правому борту была выделена зона взлёта самолётов, с паровой катапультой, позволявшей обойтись без трамплина и пороховых ускорителей. Потребную для этого мощность выдавали 4 атомных реактора тепловой мощностью 190 МВт каждый, также унифицированные с пр. 949 — но только их стояло вдвое больше против «Антеев». Для посадки самолётов можно было воспользоваться двумя зонами, по правому и левому борту, посадочные гаки проходили через всю полётную палубу.

Авиагруппа подводного крейсера — 10 единиц, в т.ч. 8 лекгих истребителей палубного базирования МиГ-29К(П) и 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27. Ещё один вертолёт хранился как резервный, в законсервированном виде.

Подводный авианесущий крейсер был оснащен автономной системой точного позиционирования на воде и несколькими подруливающими устройствами.

 Концепция применения ТАРПК предусматривала завоевание господства в воздухе на морях и океанах после обмена ядерными ударами сверхдержав. В ходе ядерного конфликта уничтожались крупные корабли обеих сторон, включая авианосцы, так что создавался вакуум силы — и последующее всплытие такого крейсера и его боевое применение означало получение эффективного авиационного прикрытия оставшихся флотских группировок, а в ряде случаев — и захват полного господства в воздухе. Поэтому было достаточно даже 6-12 самолётов, при отсутствии на морях полноразмерных авианосцев. Два ТАРПК практически решали эту задачу.

На выпуск первого самолёта из ангара после всплытия и подготовку взлёта отводилось менее 20 минут, из них 6 минут шло на осушение и подготовку полётной палубы. Последующие самолёты могли быть подняты на палубу и взлететь за 4 минуты каждый.
ТАРПК нёс на борту не только авиагруппу — он был вооружен ещё и крылатыми ракетами П-700 «Гранит». То есть одновременно был не только подводным авианосцем, но и мог уничтожить авианесущую группу противника.

Но самое главное ноу-хау у этого уникального подводного крейсера заключалось в том, что он был практически невидим для тогдашних средств гидроакустического наблюдения и не мог быть обнаружен в принципе. Дело в том, что его полётная палуба с резино-осмиевым покрытием одновременно играла роль поглотителя излучений в подводном положении — если он находился на границе слоёв воды разной плотности и солёности. Например, на стыке холодного течения и слоя «обычной» морской воды без сильной циркуляции. Таким образом, для средств обнаружения противника крейсер имел вид обычного косяка рыбы размером примерно 200*70 м — скажем, скумбрии, ставриды или сайры.

Вот такой уникальный проект существовал в конце 1980-х.
…Но, 21 августа 1992 года и.о. председателя Правительства России Е.Т. Гайдар своим указом закрыл этот проект. После чего была уничтожена все оснаска и техническая документация, включая стапельное оборудование в Северодвинске, изготовленное для его строительства.

источник