Как российский ПАК ФА перешел дорогу французскому “РАФАЛЮ”

MRCA — индийский тендер на перевооружение истребительного парка можно считать одним из крупнейших запланированных оружейных контрактов в истории страны. Выигравшей его фирме должна была достаться сумма порядка десяти миллиардов долларов. И, казалось, когда победитель уже практически определен — в скором времени в Индию должны были отправиться около сорока многоцелевых французских истребителей “Рафаль”, история приобрела весьма неожиданный оборот.
rafal-istrebitel-667iioojj-03
За время обсуждения деталей поставки цена одного самолета для индийских ВВС выросла практически в два раза. Плюсом ко всему, свою роль в общей стоимости контракта, который уже превысил отметку в 11 миллиардов долларов, сыграло вооружение и техническое обслуживание “Рафалей“. В договоре со стороны Франции был прописан особый пункт, по которому данные опции оплачивались отдельно. И потому, возможность фактического заключения многомиллиардного контракта оказалась под очень большим вопросом.
Поэтому, вместо того, что бы платить колоссальную сумму западному поставщику, индусы проработали ряд менее затратных и более выгодных для страны вариантов.
Первый — это продолжение совместных с Россией работ по созданию истребителя пятого поколения FGFA, которые в свое время на предварительном этапе проектировки была приостановлены. Самолет представляет из себя адаптацию российского ПАК ФА под требования индийского заказчика, а на его дальнейшую разработку Индией уже выделено порядка четырех миллиардов долларов.

fonstola-ru-67116
Подобный шаг, на первый взгляд, выглядит весьма логичным. Зачем стране тратить огромную сумму на покупку истребителей четвертого поколения, если вложив меньшие деньги, в скором времени индийские ВВС получат в свое распоряжение самолет, по своим возможностям серьезно превосходящий “Рафаль“? Однако определенные проблемы с принятием на вооружение FGFA все-таки имеются.
На все испытания и поступление нового самолета в серийное производство потребуется минимум несколько лет, на протяжении которых в Индии, по сути дела, будет оставаться только старый парк истребительной авиации. А его значительную часть машин уже можно признать морально устаревшими. По этой причине, индусы серьезно задумались над вторым, временным вариантом.
Как ранее сообщали СМИ, Министерство обороны Индии планируют серьезно модернизировать стоящие на вооружении истребители Су-30МКИ.

su-30sm_kazahstan_150406_01
Новый самолет, которому уже присвоено название “Супер Сухой“, должен получить новейшие сверхзвуковые ракеты “Брамос“, радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой, модернизированные двигатели, а также улучшенные показатели малозаметности. Именно этот истребитель станет своеобразной временной мерой, которая будет поддерживать обороноспособность страны до тех пор, пока FGFA не пойдет в серию. Потом же “Супер Сухих“, само собой, начнут постепенно консервировать и выводить в резерв.
В общем и целом, дальновидность Министерства обороны Индии не может не вызывать восхищения. Вместо закупки дорогостоящих «Рафалей», истребителей, характеристики которых когда-то еще можно было назвать уникальными, но сейчас являющимися самыми обычными машинами, индусы выбрали совместный с Россией путь разработки самолета пятого поколения. При этом не забыв подстраховаться временным вариантом — истребителем “Супер Сухой“.
Все это может говорить только об одном: в Индии прекрасно понимают ценность российской военной техники и важность взаимовыгодного сотрудничества с ОПК. Последняя, кстати говоря, заключается не только в совместной разработке FGFA. Помимо истребителя пятого поколения, индусы всерьез рассматривают возможность закупки в России танков Т-90, зенитных комплексов С-400, атомных подводных лодок и проектируемых авианосцев “Шторм“.

224769-640xp

Евгений Просвирин