Романовка. Так начиналась война на Дальнем Востоке…

Москва. 8 августа 1945 года. 17:00
Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов сообщает японскому послу Наотакэ Сато о том, что СССР начинает войну с Японией на следующий день, 9 августа. Это была небольшая хитрость нашего руководства, которая позволила воспользоваться эффектом неожиданности и понести меньше потерь. Дело в том, что на Дальнем Востоке 9 августа уже наступило!

Наотакэ Сато. Посол Японии в СССР в 1945 году

Романовка. 9 августа 1945 года. 00:15
Ровно через 15-ть минут после объявления войны, с аэродрома Романовки в воздух поднялись гидросамолёты, а затем, в след за ними, в полёт отправились бомбардировщики Ил-4 (или по-американски «Боб»), прославившиеся бомбардировкой Берлина еще в августе 1941 года! Основными целями были захваченные японцами корейские порты: Юкки, Расин, Сейсин…

Справка
Романовка — село в Шкотовском районе Приморского края, входит в Романовское сельское поселение.
Расположено на реке Суходол, в семи километрах от её впадения в бухту Суходол Уссурийского залива.

История аэродромов Романовки

Первый аэродром был построен в черте села ещё в середине 30-х годов XX века, это был главный аэродром ВВС ТОФ в Приморье. в 1936 году на аэродроме дислоцируется 109 тяжелая бомбардировочная эскадрилья на самолётах ТБ-1 и ТБ-3, 16 отдельный транспортный отряд и штаб 125 минно-торпедной авиационной бригады. В 1938 году бригада переформирована в 4-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ТОФ на аэр. Романовка. На вооружении имелись самолёты ТБ-1, ТБ-3, Р-5, СБ, Р-5а и КР-6. В 1940 году бомбардировщики 4-го МТАП ТБ-1 и ТБ-3 заменены на ДБ-3 и переданы в 16 транспортный отряд. В 1941 году стали поступать самолёты ДБ-3Ф. С 1943 года на аэродроме формируется штаб 2-й минно-торпедной авиационной дивизии, с дислокацией: 4 мтап и 36 мтап (аэродром Романовка), 49 мтап (аэродром Новонежино), 52 мтап (аэродром Сергеевка), 27 иап (аэродром Новонежино) и 43 иап (аэродром Романовка). К середине 1945 года на вооружении полков имелись самолёты Ил-4, ДБ-3Т, а также американские машины А-20G, P-39 и P-40.
Дивизия вступила в боевые действия против Японии 8 августа 1945 года. 15.09.45г. приказом ВГК № 0501 за отличие в борьбе с Японией 2 мтад было присвоено почётное наименование «Рананская».

Романовка.

Романовка.

В 1945 году на аэродроме в кратчайшие сроки была сформирована 35 отдельная дальнебомбардировочная эскадрилья, состоящая из двух самолётов Б-29 и одного Б-25 американского производства. Цель данного мероприятия — изучение и перегонка тяжёлых бомбардировщиков Б-29 в Москву, где впоследствии в КБ А. Н. Туполева, методом обратной разработки, спроектируют его копию — самолёт Ту-4.
В связи с тем, что в составе ВВС ВМФ СССР имелось две минно-торпедных дивизии с одним номером (2 гв. мтад ВВС ЧФ и 2 мтад ВВС ТОФ), во избежание путаницы в документах 2 мтад ВВС ТОФ на основании приказа Командующего ТОФ № 0025 от 21.12.46г. была переименована в 3 минно-торпедную авиационную дивизию. Тогда же и по той же причине 4 мтап, входящий в её состав был переименован в 44 мтап.
В 1952 г. лётный и технический состав 44 и 49 мтап, входивших в состав 3 мтад начал переучивание с поршневых А-20G и Ил-4 на реактивные торпедоносцы Ил-28 и Ту-14. Так как старый аэродром не позволял использовать реактивные торпедоносцы Ту-14 и Ил-28, управление 3 мтад и 44 мтап были передислоцированы с аэр. Романовка, а 49 мтап с аэродрома Новонежино на аэродром Западные Кневичи, где была построена новая бетонная полоса. Аэродром «Романовка» эпизодически использовался транспортной авиацией до конца 50-х годов, также с него работали буксировщики мишеней Ил-4.

  • Индекс аэродрома ZD2H
  • Магнитное склонение (расчётное) −10.1
  • Курс магнитный 089°/269°
  • Курс истинный — 079°/259°
  • Покрытие — грунт, легкосборное стальное аэродромное покрытие «Marsden matting» (пр. США) и К1Д (пр. СССР)
  • Взлётно-посадочная полоса 09/27 шириной — 75 метров, длиной — 1000 метров.

Второй аэродром «Пристань» начал строится приблизительно в середине 50-х годов XX века, под фронтовые бомбардировщики Ил-28. Это был аэродром с бетонным покрытием и капонирами, расположен в 10 км на запад от села, на небольшом полуострове между бухтой Суходол и бухтой Майтун (западный берег Уссурийского залива, напротив г. Владивостока). На аэродроме дислоцировалась разведывательная и штурмовая авиация ВМФ, а также полк палубных самолётов вертикального взлёта и посадки.

Южная часть взлётно-посадочной полосы аэродрома «Пристань».

Южная часть взлётно-посадочной полосы аэродрома «Пристань».

Южный торец взлётно-посадочной полосы (ВПП) практически вплотную упирается в береговую черту бухты Теляковского, а его приводные радиомаяки находились в море, на баржах. Также интересно, что часть самолётных стоянок не имели обвалований в привычном понимании, так как представляли собой ниши, вырытые в склонах сопки.
К концу пятидесятых годов Ил-28 начали снимать с вооружения, и их заменил полк разведчиков Ту-16 (50-й отдельный гвардейский дальний разведывательный полк ВВС ТОФ), в 1974 году сокращённый до одной эскадрильи (134-я отдельная гвардейская дальнеразведывательная эскадрилья ВВС ТОФ, войсковая часть 62769). Эскадрилья будет переведена на аэродром Хороль в 1986 году.
27 июня 1980 года произошла трагедия: днем, при разведывательном облёте нового корабля Сил самообороны Японии (проходившего ходовые испытания) погиб Ту-16Р, экипаж майора Каракозова. Причины катастрофы до настоящего времени не установлены.
В 1978 году в Саках сформирован и переведён на постоянное место дислокации аэродром Пристань 311-й отдельный штурмовой полк палубной авиации вертикального взлёта и посадки (в/ч 99316). На вооружении полка были СВВП Як-38 — основное оружие тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143 — «Минск» и «Новороссийск». Также в полку имелись самолёты МиГ-21ПФМ. Як-38 сняты с вооружения и заменены на Су-25. Полк окончательно расформирован в 1992 году.
В 1983 году на аэродроме Пристань сформирован 173-й отдельный морской авиационный штурмовой полк (173 омшап, в/ч 45726) на самолётах Су-17М и Су-17УМ. Самолёты выведены из эксплуатации в 1993 году, полк расформирован.
С 1995 года аэродром выведен из эксплуатации.
Вблизи аэродрома была построена жилая зона, военный городок — четыре жилых пятиэтажных дома. С окончанием эксплуатации аэродрома всё пришло в запустение, служебные и жилые помещения разграблены и почти разрушены. Один из многоквартирных домов разобран.

Романовка. Взлетно-посадочная полоса. Автор Антон Балашо

Романовка. Взлетно-посадочная полоса. Автор Антон Балашов