Вертолеты Ми-24 в украинской гражданской войне на ДОНБАССЕ ч.3

Часть 3. Повторный вылет

 

Почти год прошёл с момента публикации первой части статьи ( Боевое применение вертолётов Ми-24 в войне против Донбасса ). Практически всё в ней оказалось проверено временем, но жизнь не остановилась, материал накопился и пора бы его систематизировать и опубликовать. В связи с неучастием авиации хунты в войне, за исключением вывоза с передка раненых, будет только анализ боевого состава ударных вертолётов Ми-24 частей армейской авиации.

Из-за с неопределённого статуса техники 18-й авиабригады её из изложения опустим. Про «переименование» 7-го полка АА в 12-ю бригаду и утерю им почётного звания «Бреславского» известно, но просто не буду обращать на эту майданную шелуху внимания — в целях избежания путаницы с предыдущими материалами по теме.

1. 7-й полк армейской авиации (г. Новый Калинов Львовской области)

За время перемирия понёс небоевую потерю в виде разбившегося борта Ми-24ВП б/н 08. Случай известный, но какую именно машину потеряли, укропы так и не признались. Вычислить удалось по обломкам, среди которых засветились стволы пушки ГШ-23:

Со штатными бортами начала войны произошло вполне ожидаемые события – почти все они окончательно выработали ресурс и к концу 2014 – началу 2015 года убыли в ППД в ожидание ремонта.

Ми-24П б/н 01:

Ми-24П б/н 03 (на номера в иллюминаторах не стоит обращать внимание, они не настоящие):

Ми-24П б/н 05:

Ми-24П б/н 07:

Ми-24РХР б/н 24 (виден переклёпанный пилон синего цвета, однако):

Ми-24П б/н 29:

Ми-24П б/н 37:

МИ-24РХР б/н 21 так больше и не появлялся в эфире после боя над Донецком 26.05.2014 года, думаю, что мы его никогда больше не увидим:

В строю остались:

Ми-24П б/н 33:

Крайний раз попал в кадр в конце 2015 года над ровенским полигоном:

Ми-24ВП б/н 09

Зафиксирован в августе 2016 года:

Ми-24ВП пока без идентификации, но явно после заводского ремонта, фото от 13 сентября 2016 года:

Есть подозрение, что это восстановленный Ми-24П б/н 10, побитый молью ещё в Славянске:

От донора пришлось взять целиком хвостовую балку и левый пилон – хорошо виден фотокинопулемёт, которым «ВП» не комплектовали:

Из пополнений известен пока только один борт после заводского ремонта:

Он засветился на недавнем видео учений (уже с закрашенным номером):

Но это не старый калиновский 02 (182), по особенностям конструкции не состыковываются:

Таким образом, в боевом составе всего четыре вертолёта – ровно на одно звено. Вместе с подзаборными, правда, уже почти целая эскадрилья (11 бортов).

Ещё один борт из 7-го полка (б/н 31) всплыл в 2016 году в Демократической Республике Конго, уже белого цвета в составе миссии ООН:

Таким он был на стоянке в Калинове:

На аэродроме, возможно, ещё остались и другие неучтенные машины, фото отстойника техники сделано в 2012 году:

2. 11-я бригада АА (с. Чернобаевка Херсонской области)

Боевой состав можно условно разделить на две группы:
«Поляки» — перекрашенные в самопальный камуфляж ООН-овские борты.
«Новички» — машины после капитального ремонта на конотопском заводе «Авиакон».

Пофарбованные

Удалось идентифицировать ещё один такой борт – 02:

однако с лета 2014 года его в воздухе не видели:

Остальные без изменений.

17 (47), крайнее фото от июня 2016 года:

19 (39), но уже больше года как не появлялся:

24 (44) – на фотосессии от декабря 2015 года:

25 (45) был повреждён на Краматорском аэродроме в феврале 2015 года:

Но в августе 2016 появился в Чернобаевке перекрашенным:

26 – напарник по несчастью 25-го, но, видимо, повезло меньше:

Конотопские

Появление в начале 2015 года в бригадах этих машин вызвало недоумение – что же с ними сотворили?

Недоделанные по программе модернизации Ми-24ПУ2 вертолёты отдали в войска без прицельного комплекса управляемых ракет «Штурм-В», чернобаевский 03-й был дополнительно лишён антенн системы опознавания «свой-чужой» и лампы системы противоракетного противодействия «Липа»:

Недолго музыка играла, в том же году борт ушёл обратно – во всяком случае, фотосессии с ним внезапно прекратились.

2016 год стал же урожайным на получение матчасти. В бригаде не стали дёргаться и нанесли бортовые номера (для специалистов опознать машины и без оных не представляет особого труда). Сразу четыре новых б/н — 04, 05, 07 и 30:

Ввиду пропуска в серии одного номера (06), вполне ожидаемо ещё пополнение.

В отстойниках бригады всё без изменений – ни одного оживлённого покойника мы так и не увидели:

Исходя из рассмотренного боевого состава вертолётов набирается почти на эскадрилью (11 единиц). Но нужно учесть, что у «поляков» ресурсы уже практически исчерпаны.


16-я бригада АА (г. Броды Львовской области)

По факту гремучая смесь материальной части с разными историями и ресурсами.

Ветеран войны б/н 02 очень долго был на виду, но с началом весны 2016 года пропал – скорее всего, выработан в ноль:

Этот новый борт засветился во время учений на Луцком аэродроме в апреле 2016 года (на заднем плане виден бродский б/н 87):

Всплыл Ми-24ПУ1 б/н 04 – он достаточно долгое время находился на «Авиаконе» для продолжения модернизации:

Больше двух лет ни слуху, ни духу про Ми-24ВП б/н 06, что достаточно достоверно подтверждает его серьёзное повреждение в бою под Еленовкой 24 августа 2014 года:

Этот борт даже посчитали пропавшим без вести, но в апреле 2016 года он появился на люди и стал интенсивно эксплуатироваться:

Его близнец, наоборот, в текущем году не светился, скорее всего, по техническим причинам:

Второй завсегдатай боевых действий – б/н 25 на учениях 17 апреля 2016 года:

Ещё один Ми-27ПУ1 б/н 87 выкатили осенью 2014 года:

Недавно его перекрестили в 31-го:

Родной брат «африканца» из Чернобаевки – б/н 88:

В феврале 2016 года принимал участие в фотосессии с укропами из 10-й горнокопытной бригады:

Последний ветеринар гражданской войны – 91РХР, 17 апреля 2016 года в полёте:

По итогу в боевом составе бригады 10 машин разной степени готовности.

4. Резерв, ремфонд и прочая

На недавней презентации конотопского завода предъявили три вертолёта, но два уже с известной принадлежностью (03 чернобаевский и 04 бродский), но есть и новичок:

В предыдущей статье в резерве был упомянут синий заводской вертолёт, но с 2010 год его больше не показывали широкой публике. Мне думается, что он уплыл уже куда-то в Африку – про эту возможность говорит отсутствие у него антенн системы опознавания «свой-чужой»:

5. Африканская эпопея

В конце 2015 года была проведена частичная ротация техники конгозезского 18-го отдельного вертолётного отряда с заменой бортов UNO-881 и UNO-883:

Скорее всего, один из них стал этим глазастым красавцем, который появился из ниоткуда в начале 2016 года:

Бортовой номер ему присвоили 05 (в ряду 16-й бригады АА):

Второго где-то от нас ещё прячут.

Одновременно готовилась смена для 56-го либерийского вертолётного отряда — этот свежеотремонтированный UNO-474:

Но не сложилось, ООН от услуг укропской армии в этой стране отказалась и все Ми-24 в начале 2016 года были возвращены в рейх:

Два из них оказались в Чернобаевке:

Тот же вертолёт, которого так и не успели отправить, перекрасили и включили в боевой состав.

Этот вывод сделан на основании конструктивных особенностей конкретной машины – редком сочетании Ми-24П, фотокинопулемёта в левом пилоне и устройств выпуска тепловых ловушек по бокам фюзеляжа:

Таким образом, в условном резерве имеются ещё пять белых вертолётов, вернувшихся из Африки — UNO-472-474, UNO-881 и UNO-883.

В итоге боевой состав группировки Ми-24 армии еврохунты представляет из себя:

7 полк АА – 11 единиц ( 4 исправных ):

11 БрАА – 11 единиц ( 7-8 исправных );

16 БрАА – 10 единиц ( 8 исправных ) плюс 2 новых «глазастых»;

Один конотопский новичок и пять вернувшихся ООН-овцев;

Четыре вертолёта в Конго (условный резерв).

Всего чуть более сорока вертолётов – на один авиаполк полного состава.

Нельзя сказать, что прошедшие два года прошли впустую – парк «крокодилов» пополнился не менее чем на 13 единиц капитально отремонтированных машин, большие усилия и средства были потрачены на поддержание лётной техники. Но кардинально изменить ситуацию это не могло. В условиях противостояния майданной хунты с Россией запасные части приходится доставать окольными путями, что в условиях достаточно старой и изношенной техники представляет постоянную и часто нерешаемую проблему. Например, на последней передаче вертолётов с завода на три машины был всего один комплект лопастей несущего винта.

Пополнения ещё ожидаются, парочка Ми-24П ещё ремонтируется на конотопском заводе:

Но укомплектовать исправной техникой во всех четырёх бригадах по одной полной эскадрилье уже не получится никоим образом.