Еще раз о первенстве в вертолетостроении или почему Паскаль Кретьен не первый!

Несколько лет назад прошло сообщение о том что Паскаль Кретьен (Pascal Chretien) первым в мире поднял в воздух вертолёт с электроприводом! Но как выясняется  он не первый кто поднялся в воздух на электровертолёте, и тем более его аппарат далеко не первый электровертолёт оторвавшийся от  земли. Не говоря уже о сотнях малых беспилотников вертолётного типа, летающих по всему миру…

Итак все по порядку.
Первым человеком поднявшим в 1941 году в СССР в воздух ЭЛЕКТРОВЕРТОЛЁТ
был инженер-испытатель-лётчик

Карпов Владимир Алексеевич

 

 

 

 

 

а создателем этой машины стал Андроник Гевондович Иосифьян. Крупнейший советский ученый в области электротехники работавший в СССР во Всесоюзном электротехническом институте в начале 30-х годов, который и увлёкся идеей создания привязного вертолёта с электродвигателями.

Наиболее интересной из всех его работ по привязным электровертолётам является модернизация вертолёта ЦАГИ 5-ЭА на базе вертолета Братухина ЦАГИ 3-ЭА, с установкой вместо бензиновых двух облегчённых электродвигателей, построенных специально для этой цели. Модернизация вертолёта ЦАГИ 5-ЭА коснулась только его силовой установки и частично главного редуктора и системы управления. Каждый из двух электродвигателей имел мощность 200 л. с. при 2200 об/мин и весил 130 кг.

Модель Вертолета ЦАГИ 5-ЭА, А. Г. Иосифьяна

Питание электродвигателей производилось через гибкий бронированный кабель со специальной передвижной электростанции, смонтированной на 5-тонном грузовике. Электростанция подключалась к вертолёту через кабель длиной около 100 м , вследствие чего вертолёт при подъёме поднимал с собой часть кабеля, питающего его током.

После монтажа силовой установки с подводкой кабеля была опробована система запуска двигателей и винта на земле. Была проверена система переключения всей мощности электростанции на один электродвигатель. Производился запуск винта на малых углах атаки, без подъёма в воздух.

Позднее вертолёт многократно совершал подъём на привязи на высоту 5 — 10 м. Аппарат при этих подъёмах был устойчив и управляем в пределах привязи.

Модель привязного электровертолёта соосной схемы А. Г. Иосифьяна. Всесоюзный электротехнический институт 1935 г

Основная трудность доводки вертолёта, его регулировки и испытания легла на плечи ведущего инженера В. И. Барщева и лётчика испытателя вертолёта, инженера-лётчика Владимира Алексеевича Карпова, лётные испытания были начаты в первой половине 1941 г., но летом в связи с началом Великой Отечественной войны работы по привязному вертолёту были остановлены и более не возобновлялись.

Так же были еще несколько моделей электовертолетов разработанных  А. Г. Иосифьяном.

Модель привязного электровертолета А. Г. Иосифьяна с двигателями на концах лопастей несущего винта 1937 г

источник